Что такое Маркировка продуктов?
Контрольный идентификационные знаки, или КИЗ, расположенные на упаковке товаров, хранят в себе информацию производителе, дате производства, сроках и условиях хранения. КИЗ включает в себя QR-код или Data Matrix, серийный номер и код проверки. Каждый КИЗ вносится в систему маркировки, контролируемую государством и соответствующими органами.
Данная система также упростит работу ФНС, так как сотрудники службы могут запросить необходимые им данные у ОФД или у оператора ИС. Процент теневой торговли станет меньше, а значит, останутся лишь те предприятия, которые будут честно выплачивать налоги. Спокойней станет и потребителям, ведь они собственноручно смогут определить подлинность товара.
Обязательная маркировка будет одной из основополагающих частей закона «О защите прав потребителя», ведь он требует от производителей предоставлять своим потребителям точные сведения о свойствах, качестве и правилах эксплуатации товара. Вся информация о товаре должна отражаться на этикетке продукта. Однако новый закон о маркировке подразумевает еще и занесение этих данных в систему. Для чего и наносится на этикетку КИЗ.
Нанесение на этикетку сведений о товаре контролируется ТР ТС. Соответствие свойств товара с установленными нормами прописано в ГОСТах. А за работой системы маркировки и соблюдением правил маркировки продуктов будет следить ЦРПТ.
Оператор ЦРПТ будет выдавать по запросу производителя определенные коды. После нанесения этих кодов, производитель отправляет оператору данные о маркированной продукции. И с этого момента на каждом этапе реализации товара он будет отлеживаться системой. Когда товар будет проведен через кассу, сведения о нем получит оператор фискальных данных. ОФД проверит их и направит в ФНС. Сведения о продукте, подлежащем маркировки, ОФД передаст оператору ИС.
Виды маркировки
Ранее под маркировкой понималась только производственная и торговая маркировки. К первой относились все этикетки, вкладыши, бирки и т.п., которые товар получал сразу после изготовления. Торговая маркировка подразумевает кассовые и накладные чеки, а также ценники. Теперь к понятию маркировка присоединился и КИЗ. По сути эта та же этикетка, но только в зашифрованном виде, которая дает доступ к информации, хранящейся в облаке, т.е. системе.
Требования к маркировке производственной и торговой практически остались те же, за исключением того, что к ним присоединились новые регламенты маркировки продуктов, связанные с вводом данных в информационную систему.
Какие продукты подлежат новой маркировке
Первыми товарами, подлежащими маркировке нового типа, стали изделия из меха. С 2016 года сведения о них заносились в ИС, которая в этом году перешла в «Честный знак».
В 2018 году на основе системы ЕГАИС по специальным маркерам стала отслеживаться алкогольная. Для реализации алкоголя предпринимателям пришлось приобрести сканеры штрих-кода и ККТ, которая может интегрировать с ЕГАИС.
В 2019 году система маркировки настигла несколько групп товаров. Первыми стали табачные изделия. В марте этого года все производители и предприниматели должны были подключиться к системе. С июля был остановлен выпуск товаров с производства без идентификационных знаков. Все данные о сигаретах и папиросах заносятся в ИС МОТП.
Также в этом году должно осуществиться внедрение в систему таких товаров, как обувь, верхняя одежда, трикотажные и вязаные блузки, фотоаппараты, шины, белье, используемое в хозяйстве, автомобильные покрышки и шины.
В октябре этого года начнется маркировка лекарственных препаратов из перечня высокозатратных нозологий. В 2020 на маркировку перейдут все остальные препараты. Маркировка медикаментов позволяет не только контролировать оборот продукции, но и манипулировать ценообразованием, так как на упаковке будет указана максимальная розничная цена
С июля 2019 ведется база данных молочных продуктов в системе «Меркурий». Предполагается, что в скором времени в систему маркировки войдут и другие продукты питания.
Ответственность за маркировку
Законом были установлены штрафы за отсутствие идентификационных знаков при выпуске с производства или продаже.
За производство и поставку немаркированных и нарушение порядка маркировки:
• должностные лица привлекаются к административной ответственности и выплачивают штраф от 5 до 10 тысяч рублей;
• юридические лица привлекаются к административной ответственности и выплачивают штраф от 50 до 100 тысяч рублей.
За прием, хранение и реализацию немаркированных товаров:
• физические лица привлекаются к административной ответственности и выплачивают штраф от 2 до 4 тысяч рублей;
• должностные лица привлекаются к административной ответственности и выплачивают штраф от 5 до 10 тысяч рублей;
• юридические лица привлекаются к административной ответственности и выплачивают штраф от 50 до 300 тысяч рублей.
За производство и выпуск алкогольной продукции и табачных изделий без маркировки
• должностные лица привлекаются к административной ответственности и выплачивают штраф от 10 до 15 тысяч рублей;
• юридические лица привлекаются к административной ответственности и выплачивают штраф от 100 до 150 тысяч рублей.
За прием, хранение и реализацию алкоголя и табака без маркировки
• физические лица привлекаются к административной ответственности и выплачивают штраф от 4 до 5 тысяч рублей;
• должностные лица привлекаются к административной ответственности и выплачивают штраф от 10 до 15 тысяч рублей;
• юридические лица привлекаются к административной ответственности и выплачивают штраф от 200 до 300 тысяч рублей.