Какие изменения были внесены в ФЗ 54 об онлайн-кассовых аппаратов 23 мая 2019 года
23 мая текущего года в 54-ФЗ были внесены дополнительные изменения, определяющие порядок работы предпринимателей и персонала с онлайн-кассами. Ранее наиболее значительные поправки в данный закон вносились около трёх лет назад. В этот же раз основная воплощенная идея – это законное предоставление отсрочки (2 года) обязательного внедрения аппаратов для установленных категорий бизнесов. Еще до последнего заседания было принято решение реализовать стратегию нескольких этапов перехода предпринимателей на современные модели кассовых устройств. Первый из установленных этапов реализовался в июле 2017 года, а второй спустя ровно год. Третий этап частично был реализован летом текущего года, однако в некоторых отдельных моментах была предложена необходимая предпринимателям отсрочка обязательного внедрения новой техники. В категорию таких предпринимателей входят, прежде всего, те, которые осуществляют свою деятельность без нанятых сотрудников, либо и вовсе реализуют полностью самостоятельную занятость (так называемую «самозанятость»). Если более подробно называть категории бизнесменов, которые теперь официально имеют разрешение на отсрочку в течение двух ближайших лет (до 2021 года), то это люди, ведущие бизнес с учётом единого налога на вменённый доход; на патентной системе налогообложения; либо на упрощенной системе налогообложения, не имеющие при этом работников, находящихся у них в найме. При этом деятельность может заключаться:
1. В том, чтобы продавать «продукты» своего собственного создания (вышивки, картины, декоративно-прикладное искусство, тексты написанных стихотворений песен, сценариев, самостоятельно изготовленные и реализованные без посредников съедобные букеты к праздникам (из колбас, раков, креветок и т.д.), кондитерские изделия и тому подобное).
2. В том, чтобы предоставить желающим свои услуги (например, услуги массажа для клиентов; услуги таксиста, но без принадлежности к какой-либо компании, автопарку; услуги по уходу за домашними животными (например, выгул, кормление чьей-то собаки, кота и т.п.), уходу за маленькими детьми, престарелыми людьми; услуг по уходу за волосами – стрижки, прически и т.п. в частном порядке для конкретных людей).
3. В выполнении каких-то специфических работ на заказ (плотнические работы, создание или перекройка чьей-то одежды по запросу, изготовление эскиза костюма или чего-то подобного в частном порядке без посредничества, вышивка или изготовление рисунка на одежде клиента и прочее).
Еще в прошлом году был утвержден закон, освобождающий отдельные категории предпринимателей и юридических лиц от обязательного внедрения кассовой техники современного образца. В текущем году этот список был дополнен еще несколькими категориями. В итоге с учётом всех поправок в список тех, кто пока может быть освобожден от обязательного внедрения, входят:
1. Церкви и храмы
2. Организации, предоставляющие клиентам денежные микрозаймы
3. Организации, предоставляющие людям кредиты
4. Секции, в которых дети или взрослые занимаются спортом, физической культурой
5. Магазины, занимающиеся продажей антиквариата
6. Обычные уличные рынки и ярмарки
7. Киоски с печатными изданиями, при условии, что продают в основном их (то есть больше половины продукции действительно составляют печатные издания различного плана, а не продукты питания, канцелярские товары и подобные дополнительные объекты для продажи)
8. Столовые и кафетерии, которые осуществляют свою деятельность в учебных заведениях (лицеях, гимназиях, обычных школах, школах искусств, институтах, академиях и т.п.)
9. Торговцы, реализующие какие-то ценные бумаги
10. Организации, предоставляющие питание в поездах, самолётах и других подобных средствах передвижения с пассажирами и экипажем
11. Киоски, продающие людям мороженое, молоко, квас и другие распространенные безалкогольные напитки
12. Торговцы рыбой/ раками/ крабами/ ягодами/ грибами/ овощами/ картофелем и прочей съедобной продукцией без специальных помещений, например, рядом с собственным автомобилем
13. Пункты, оказывающие фельдшерские услуги, располагающиеся при этом в сельской местности
14. Организации, принимающие стеклянные тары (бутылки, банки и прочее)
15. Организации («киоски»), оказывающие услуги ремонта обуви клиентов, ремонта галантереи, ремонта замков на одежде, ключей и т.п.
16. Парковки для автомобилей муниципальные
17. Агенты-страховщики
18. Организации, которые могут выдавать марки почтовые
19. Те, кто оказывает услуги выноса багажа, тяжелых предметов на вокзалах, в аэропортах и прочих местах, где распространены такие услуги
20. Те, кто оказывает специфические услуги по уходу за несовершеннолетними, недееспособными лицами, людьми с ограниченными возможностями здоровья и т.д.
21. Люди, работающие в учреждениях больничного типа, продающие бахилы (но они не попадают под данную позицию в случае, когда бахилы продаются в аптечном пункте вместе со всем другим ассортиментом товаров)
22. Лица, осуществляющие продажу и проверку приобретенных людьми абонементов и билетов (в муниципальных театрах, государственных театрах, в музеях, на выставках)
23. Лица (юридические) и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют сдачу в арендное пользование какого-то жилья
24. Предприниматели или юр. лица, осуществляющие арендную сдачу мест для стоянки автомобилей
25. Садовые некоммерческие товарищества
26. Товарищества собственников жилья
Очень многие интересуются условиями установки кассовых устройств и законного пользования или отсутствия его необходимости по отношению к тем, кто занят в такси. В этой индустрии занято очень много людей в любом городе, эта область всегда будет популярна как для пользователей таких услуг, так и для тех, кто занят предоставлением данного рода услуг. Что же касается нововведений, частные таксисты с условием оформлением индивидуального предпринимательства, благодаря последней поправке, имеют право до июля 2021 года не устанавливать в рабочие автомобили кассовые аппараты, а что касается представителей автопарков, по закону на них не возложено обязательство выдавать каждому из клиентов чек в бумажном виде. По требованию любого пассажира такого такси сотрудник обязан предъявить специальный электронный qr – код, который может отображаться через мобильное устройство и несет в себе данные о совершенном акте получения услуги за денежные средства.
Штрафы при несоблюдении установленных правил относительно установки и использования он-лайн-касс
Депутатами на заседании не так давно обсуждались проблемы, касающиеся внедрения новых устройств, системы контроля и взысканий за несоблюдение введенных правил. Достаточно обсуждаемым и логичным оказалось предложение о заморозке штрафов вплоть до лета следующего года, исходя из неоднозначности проблемы и невозможности незамедлительного решения всех противоречий. Но возможен вариант, что освободятся от штрафов в данном случае не все категории предпринимателей, а лишь несколько отдельных. При этом остро стоит вопрос о необходимости внесения новых принятых поправок относительно обсуждаемого в статье вопроса в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, потребуется подписание Президентом Российской Федерации.
На данный момент продолжаются обсуждения системы штрафов в случаях несоблюдения нововведений относительно использования онлайн-касс нового образца в бизнесе.
Принятые упрощения относительно бланков строгой отчётности
Согласно нововведениям, коснувшихся операций зачёта предоплаты, либо ее возврата физических лицам, оплачивающим услуги некоторых видов организаций, список таковых учреждений пополнился. Помимо прочих входящих в перечень организаций добавились охранные предприятия, организации, занимающиеся вопросами жилищно-коммунального хозяйства, а также сфера образования. Кроме добавления новых позиций отменена обязательность в вопросах формирования бланков строгой отчётности, возвратных чеков, документах о зачёте авансовой части оплаты. А что касается проверки федеральной налоговой службы, для нее предусматривается предоставление единственного бланка, либо чека с данными о перечисленных ранее операциях за весь прошедший месяц.
В случаях, когда пользователю услуги нужно, например, получить документ об оплате услуг, предоставляемых жилищным коммунальным хозяйством, человек может потребовать его максимум лишь через три месяца (а не через год) после создания самого документа (чека).
QR-код и требования к его предоставлению
Такой код представляет собой код быстрого реагирования, некую оптическую метку, в которой как бы закодированы данные об определенном объекте, продукте. Напечатать такой код способно далеко не любое устройство. Однако согласно последним нововведениям в данной области, кассовая техника, установленная предпринимателями, которые попадают в категорию обязательного внедрения, должна располагать функцией такой распечатки. Что касается конкретно тех организаций, которые занимаются продажей каких-то продуктов через интернет, доставкой их через своих курьеров, то теперь нет обязательства формировать и предоставлять чеки в бумажном виде. Достаточно того, чтобы был предоставлен qr-код, который, кстати, легко может быть отсканирован покупателем через какое-то мобильное устройство. Это может быть телефон, или, например, планшет.
Дополнительные сведения и примеры некоторых других нововведений
С текущего года изменения в федеральном законе определяют, что в случаях, если человек выигрывает сумму в лотерее, превышающую 15 тысяч рублей, в выдаваемом выигравшему чеке должны присутствовать его реквизиты, сведения о нем.
Отсрочку обязательного внедрения новых технических устройств, с учётом нововведений, не получат бизнесмены с наёмными сотрудниками в сфере выполнения работ и предоставления людям услуг, при условии действия на организацию единого налога на вменённый доход или при условии действия патентной системы налогообложения.
Недавним нововведением стало наложение обязательства на фискальных операторов и представителей экспертных организаций осуществлять отправку информации о бенефициарах в федеральную налоговую службу.
Еще одним новым правилом оказалось обязательство в течение текущего рабочего дня, либо, в крайнем случае, в течение следующего за текущим рабочего дня, произвести формирование кассового документа-чека и последующее направление его в налоговую службу для подтверждения и проверки в случаях оказания, например, транспортных услуг по предоплате, либо услуг культурно-развлекательного характера по предварительной оплате (предоставление доступа к просмотру кинофильма в кинозале/ предоставление доступа к залу с музейными экспонатами или просто художественными произведениями/ разрешение на просмотр театрализованного представления, предполагающего оплату за билет и т.д.). Либо речь может идти об еще некоторых других услугах, которые тоже оказываются по предварительной оплате со стороны потребителя, например, услуг пользования интернетом и возможности просмотра различного интернет-контента.
Еще одно уточнение несет в себе такой смысл: в случае, когда дело касается агентов банка, взаимодействующего с клиентом, обязательно должен быть выдан чек. Если от клиента не поступил номер телефона или адрес его электронной почты, ему стоит предоставить бумажный документ об оплате. Если же номер или адрес был получен агентом, он обязан выдать чек об оплате услуги или товара либо в бумажном виде, либо, соответственно, в электронном, либо даже в обоих вариантах, что считается абсолютно уместным.