Как получить ЭЦП для ООО
Порядок получения ЭЦП для ООО фактически не отличается от порядка получения сертификата ЭЦП для физического лица или предпринимателя. Расхождения будут заключаться лишь в перечне документов, поскольку для ООО он на несколько пунктов длиннее, чем для физлица или ИП.
В данной статье будет рассмотрена процедура оформления сертификата ЭЦП. Здесь же будут отмечены документы, которые необходимо предоставить представителю ООО в удостоверяющий центр.
Выбор ЭЦП
ЭЦП бывает нескольких видов, каждый из которых приобретают для определенных целей.
Простая электронная подпись (ПЭП) направлена на заверение данных и подпись документов, используемых для решения задач в портале государственных услуг. Подписанный ПЭП документ не обладает юридической силой, поскольку не защищен от внешних воздействий. Документы, заверенные ПЭП, можно откорректировать, дополнить или исправить, что по сути своей не гарантирует достоверность представленных сведений. Такая подпись чаще всего используется физическими лицами.
Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) защищает данные от внутренних изменений после его подписания и отмечает лицо, заверившее документ, однако также не наделяет документ юридической силой. НЭП может подойти и ИП, и ООО, которые работают с ЭДО и обмениваются с контрагентами данными в электронном формате.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) обладает самым высоким уровнем защиты, гарантируя подлинность и неизменность данных документа. КЭП способна наделять документ юридической силой, а потому может применяться для подписания особо секретных документов и документов государственной важности. Также КЭП используют для ведения отчетности для контролирующих служб и участия в государственных торгах. Для ее применения важно установить программное обеспечение, которое было сертифицировано ФСБ РФ. Это необходимо для обеспечения защищенности данных.
Выбор удостоверяющего центра
Для получения сертификата ЭЦП необходимо обратиться в специальный удостоверяющий центр, деятельность которого утверждена Министерством связи РФ. Все удостоверяющие центры, прошедшие соответствующую аккредитацию, представлены в перечне на официальном сайте Минкомсвязи РФ. Именно из этого перечня следует выбирать удостоверяющей центр.
Заявитель вправе выбрать тот центр, который является для него наиболее доступным. Единственным требованием к выбору со стороны законодательства будет соответствие центра нормам, установленным Минкомсвязью.
Заполнение заявки
Перед тем, как подать пакет документов, в удостоверяющий центр необходимо предоставить заявку, в которой указываются данные о заявителе (ФИО, контактные данные). Заявку можно подать несколькими способами: через официальный сайт удостоверяющего центра, лично в удостоверяющий центр.
Заявка, как правило, рассматривается в первые часы после ее подачи (если была подана в электронном виде). Затем с заявителем связывается менеджер, который уточняет данные, представленные в заявке, и консультирует по имеющимся у заявителя вопросам. После обсуждения нюансов сделки менеджер выставляет счет за предоставляемую центром услугу.
Оплата счета
Тот счет, который был предоставлен менеджером, заявитель может оплатить любым удобным для него способом. Важно сохранить квитанцию, подтверждающую оплату. Эту квитанцию необходимо предоставить в удостоверяющий центр вместе с подготовленным пакетом документов.
Предоставление пакета документов
Пакет документов заявитель может подать лично либо через доверенное лицо. В последнем случае вместе с документами предоставляется доверенность с подписью нотариуса. Перечень документов необходимо уточнять в удостоверяющем центре у менеджера, сопровождающего заявителя. К основному пакету прилагается квитанция об оплате услуги. Пакет будет проверен на полноту комплекта и достоверность представленных в нем сведений, после чего будет подготовлен сертификат на ЭЦП.
Срок оформления сертификата варьируется в диапазоне 1-10 дней в зависимости от загруженности центра и алгоритма его работы. Некоторые центры предлагают своим клиентам экспресс-услуги, при которых проверка документов и оформление ЭЦП будут осуществлены в течение нескольких часов.
Перечень документов для получения ЭЦП юридическим лицом
Для юридических лиц предусмотрен перечень документов, отличный от перечня для физических лиц. В него входит:
- заявление на ЭЦП
- свидетельство ОГРН
- ИНН
- выписка из ЕГРЮЛ
- паспорт заявителя (копии страниц с фотографией и с пропиской, заверенные у нотариуса)
- СНИЛС заявителя
В том случае, если владельцем ЭЦП будет руководитель организации, в пакет документов также должен войти свидетельство о назначении лица на должность руководителя. В том случае, если владельцем ЭЦП будет уполномоченное лицо, не являющееся руководителем организации, к документам должна прилагаться доверенность. Все документы должны быть заверены, подписаны и отмечены печатью, если того требует форма.
При подаче ксерокопий документов важно, чтобы они были нотариально заверены. Либо вместе с копиями заявитель должен предоставить оригиналы документов.